Вася Премудрова (vasilisa_vasya) wrote,
Вася Премудрова
vasilisa_vasya

Русские конфеты

По фантикам от русского шоколада легко изучать вкусы граждан и историю страны: Петр Первый, гномы, пасхальные кролики, Ленин, пухлые девочки и Гагарин, которого не узнать.
В московском Музее истории русского шоколада хранятся тысячи таких оберток, а также розовые бархатные бонбоньерки, ноты шоколадного вальса, книги с дореволюционными рецептами и тонкий фарфор.




Шоколад всегда был элитарным продуктом, его мог себе позволить не каждый — и далеко не каждый день. Если сравнивать упаковки, то сразу видно, какой шоколад где был сделан. Санкт-Петербург был интеллигентным городом, а Москва — купеческой. И московская упаковка гораздо дороже выглядит, чем петербургская. Вообще, в те времена упаковка чаще стоила дороже, чем сами конфеты.





Самая популярная из дореволюционных конфет, которая благополучно продолжала выпускаться в СССР, — «Мишка косолапый», выпущенный в 1913 году на фабрике «Эйнем». Обертка «Эйнема» почти не изменилась, только после революции с фантика исчезли шестиконечные звезды. Остальное сохранилось — и рецептура, и название. После 1990-х, когда название «Мишка косолапый» закрепилось за «Красным Октябрем», другие фабрики пытались выпускать свой вариант, один из самых удивительных —конфеты «Брат с севера приехал».



«Раковые шейки» выпускались до революции, причем их тогда выпускали разные фабрики. Это карамель с шоколадной начинкой. До революции раковые шейки (то есть хвосты раков) были деликатесом, и кондитеры таким образом пытались утешить и отвлечь народ от их дороговизны.







«Аленка» была придумана в 1964 году, когда партия обратилась к фабрикам с просьбой сделать шоколад не хуже швейцарского, потому что молочный шоколад был придуман в Швейцарии. «Аленку» выпускали и московские, и региональные фабрики, все имели на это право. Правда, изображения на обертках варьировались.




«Петушок — золотой гребешок» выпускала фабрика Сиу. Так выглядят фантики с разницей в сто лет.







Накануне полета Юрия Гагарина в космос «Красному Октябрю» дали задание нарисовать упаковку для конфет. Чтобы наутро, если Гагарин все же приземлится, всех угощали конфетами из коробки с его портретом. Главный художник «Красного Октября» Челноков накануне весь вечер смотрел телевизор, а потом полночи рисовал. И наутро всех уже угощали конфетами, как и было задумано.



«Добыл я плитку шоколада,/Но мне товарищей не надо./Пред всеми говорю людьми:/ Съем сам — а ну-ка, отними!» Эта конфета была очень популярна в царские времена. На обертке был изображен мальчик в рваных штанах и с битой в руках, у которого кто-то за кадром пытается отнять шоколад. Мальчик этот был безумно популярен, его изображали на открытках, в рекламе — везде. После революции мальчика отменили, сказали, что счастливый советский ребенок не может так выглядеть, и художникам велели нарисовать девочку, у которой шоколад отнимает собачка. В наши дни конфета «А ну-ка, отними!» по неизвестной причине с прилавков исчезла.





После национализации обертки первое время почти не меняли. У нас есть упаковки от дореволюционной конфеты «Русское войско» и упаковка от советской конфеты «Красное войско» — они практически не отличаются. В 1930-е годы на уже советской обертке конфеты еще встречались дореволюционные буквы.




К шоколаду и конфетам часто прилагались вкладыши, носившие просветительскую функцию. Например, у Эйнема была серия из двенадцати пронумерованных вкладышей в конфеты с памятниками архитектуры, называлась «Наигромаднейшие в мире сооружения».






Многие фабрики выпускали коробки конфет с настольными играми. Вот одна из них — с игрой «Пожар 1812 года».






А «Товарищество Эйнем», например, заказало Карлу Фельдману, автору романса «Ямщик, не гони лошадей», написать «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Танго какао» и «Кекс-галоп», ноты которых бесплатно прикладывались при покупке определенного сорта конфет. Это — ноты «Шоколадного вальса».





Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лев Троцкий — их портреты некоторое время фигурировали на обертках. Предполагалось выпустить конфеты с портретом Иосифа Сталина на обложке, упаковка уже была нарисована к XVII съезду ВКП(б). Но дальше замысла дело не пошло.





Есть легенда, что «Красная Шапочка» появилась случайно. Якобы в 1955 году старшему мастеру шоколадного цеха «Красного Октября» Николаю Виноградову поручили в кратчайшие сроки выпустить большую партию «Мишки косолапого». Для «Мишки» требовался миндаль, а его в таких количествах под рукой не оказалось. Вместо миндаля пришлось использовать арахис. Но пробная партия конфет была принята с восторгом.





Многим фабрикам в 1990-е пришлось перепридумывать названия — после того как крупные московские и санкт-петербургские фабрики оставили за собой раскрученные марки. Так, вместо «Красной Шапочки» стали выпускать «А я к бабушке иду» и «Сказки Шарля Перро». А вместо «Мишки косолапого» — «Брат с севера приехал».







Конфеты «Каракум» были придуманы в 1950-м на «Красном Октябре». Вафельная крошка в начинке отвечала за ассоциацию с песком пустыни. Сначала на обертке были просто пески, потом в 1954 году в пустыне появились три автомобиля и всадник, спустя годы их сменили верблюды.




Tags: известные марки, история создания, любимый вкус, русские конфеты, сладости
Subscribe
promo vasilisa_vasya april 7, 2015 09:13 21
Buy for 10 tokens
Я верю, что после этой жизни есть следующая. Может быть это рай или ад, а, может, перерождение. Уверена, что жизнь не заканчивается. Возможно, это просто утешение себя, так проще осознать тот факт, что все мы рано или поздно уйдем из этой реальности. Так или иначе, но для меня реинкарнация…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments